Долгосрочное страхование жизни – длинным деньгам нужны налоговые льготы
Кобзарь Игорь Викторович
Генеральный директор ООО СК «Сбербанк страхование жизни», вице-президент ПАО «Сбербанк»
|
Как повлияют на развитие страхового рынка и всей экономики предлагаемые поправки в Налоговый Кодекс в части расчёта НДФЛ при получении страховых выплат по договорам долгосрочного страхования? Какие аргументы приводят страховщики в пользу сохранения налоговой льготы в долгосрочном страховании жизни?
Новые поправки в налоговый кодекс, касающиеся страхования жизни, отменяют льготы для клиентов страховых компаний по исчислению НДФЛ. Раньше при расчете налога из налогооблагаемой базы вычитался доход в пределах ставки ЦБ, мультиплицированной по годам, и только после этого брался налог. Эта льгота являлась важным стимулом при принятии решений об инвестициях в страховой продукт, ее удаление приведет к разочарованию клиентов, которые уже купили полис, и к сокращению портфелей страховщиков.
Самый важный аргумент за сохранение льготы – это то, что страховщики являются для экономики поставщиками длинных денег. Полисы выдаются, в среднем, на срок от 5 до 15 лет, это длинные деньги, которые кроме нас есть еще только у НПФ. Активы под управлением страховщиков жизни сейчас составляют 1,6 триллиона рублей, причем около 60% из них инвестированы в государственные ценные бумаги. Страховщики являются нетто-покупателями ОФЗ, мы их покупаем и держим до погашения, при этом доля облигаций со сроком погашения больше 3 лет в портфелях активов страховщиков составляет более половины.
Что случится, если не будет налогового стимула? Страховщики будут вынуждены продавать эти бумаги. В конце года клиенты, которые подпадали под налоговую льготу и получали ее, будут расторгать договоры и забирать деньги, а страховые компании – продавать купленные под них длинные бумаги, прежде всего ОФЗ. То есть будет давление на кривую ставок, это приведет к росту стоимости заимствований для всех в стране.
«Распродажа» на рынке бондов придется на конец года, это локальный фактор. Более долгосрочный – это то, что индустрия длинных денег, по сути, будет сжиматься. Такого притока от страховщиков в длинные инструменты, после того как льготу уберут, уже не будет.
Сейчас действующие договоры с компаниями страхования жизни есть у 15,9 млн человек, в том числе 3,2 млн человек заключили договоры инвестиционного и накопительного страхования жизни. Отмена льготы, по нашим оценкам, сократит объем активов под управлением страховщиков жизни с текущих 1,6 трлн рублей до 0,8 трлн рублей к 2030 году. При этом, сохранение действующего налогового режима одновременно со вступлением в силу закона о ДСЖ с 1 января 2025 года позволило бы нарастить объем активов до 3 трлн рублей на горизонте до 2030 года.
Предложение убрать льготу в страховании идет вразрез с той общественной дискуссией, которая в целом касается длинных денег для экономики. Ведь одновременно создаются льготы для НПФ, Президент недавно озвучил инициативу об увеличении сроков софинансирования до 10 лет. Для банков предлагается по длинным депозитам снизить отчисления в ФОСВ, чтоб повысилась доходность и люди размещали средства в депозиты на срок 3 и более лет.
Еще один важный аргумент – возникает арбитраж между инвестиционными продуктами страхования жизни и аналогичными продуктами других направлений (брокеров и индустрии управления активами). Что сложнее продать клиенту – акции со средним сроком удержания год-два-три или накопительный страховой продукт со сроком 10-15 лет? Очевидно, второе труднее, клиента нужно как-то убедить инвестировать на более долгий срок, и во всем мире это поощряется именно налоговыми льготами.